Управление рисками проекта: виды, анализ и оценка проектных рисков

Опубликовано: 24.10.2017


Автор статьи:

Основатель Projectimo.ru

Свежие публикации автора:

Проектов без рисков не бывает. Увеличение сложности проекта приводит к увеличению числа и масштабов сопутствующих рисков. Когда мы осмысляем управление проектами, в большей степени думаем не об оценке рисков, что является промежуточным действием, а о том, как разработать такой план реагирования, чтобы добиться снижения рискованности. Управление рисками проекта имеет свои специфические особенности, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Понятие проектного риска

Под риском в проектной деятельности будем понимать вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку. Риск характеризуется определенными источниками или причинами и имеет последствия, т.е. оказывает влияние на результаты проекта. Ключевыми словами в определении являются:

вероятность; событие; субъект; решение; потери.

Риски проекта всегда связаны с неопределенностью. И в этой связи нас должны заботить два момента: степень неопределенности и ее причины. Под неопределенностью предлагается понимать состояние объективных условий, в которых проект принимается к исполнению, не позволяющее предвидеть последствия решений в силу неточности и неполноты доступной информации. Степень неопределенности имеет существенное значение, потому что мы способны управлять только теми рисками, по которым имеется хоть какая-либо значимая информация.



Способы и методы снижения рисков


Содержание

1. Способы снижения риска. Принципы разрешения риска

2. Хеджирование финансовых рисков

3. Методы снижения банковского риска

4. Страхование ценных бумаг и операций с ними

Литература


1. Способы снижения риска. Принципы разрешения риска

Различные риски снижаются с помощью разных способов и средств.

Средствами разрешения рисков являются:

- избежание риска;

- удержание;

- передача;

- снижение степени риска.

Под избеганием риска понимается простое уклонение от управленческого решения, связанного с риском. Однако избежание риска иногда непосредственно связано с отказом от получения прибыли.

Удержание риска подразумевает оставление риска за инвестором, то есть на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая средства в венчурную фирму, заранее уверен, что он может покрыть за счет собственные средств возможные убытки.

Передача риска означает, что инвестор передает ответственность какому-то лицу, например, страховому обществу. В данном случае, передача риска происходит путем его хеджирования.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь путем формирования стратегии непредвиденных обстоятельств, включающей создание страховых резервов на предприятии, разработку плана действий в случае наступления рисковой ситуации и т. п.

При выборе конкретного средства разрешения риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- надо думать о последствиях риска;



10.4. Способы снижения рисков проектов


Тарасюк. Управление проектами (2006)

Существуют следующие группы методов снижения рисков:
технические методы, основанные на внедрении различных технических мероприятий, например, система противопожарного контроля, банковских электронных расчетов и др.. правовые методы, такие, как: страхование, залог, неустойка (штраф, пеня), гарантия, задаток и т.д.. организационно-экономические методы включают комплекс мероприятий, направленных на предупреждение потерь от риска в случаях возникновения неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случаях возникновения потерь. Наиболее распространенными методами снижения риска являются: распределение риска между участниками проекта; страхования; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; нейтрализация частичных рисков, снижение риска в плане финансування.
Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Для количественного распределения риска в проектах можно использовать модель, основанную на "дереве решений". При этом, каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта. Но больше всего рискует инвестор. Поэтому нужно учитывать, что трудности в поиске инвестора, как правило, увеличиваются с увеличением степени риска, возлагается на инвестора.
Страхование риска представляет собой систему возмещения потерь страхователями при возникновении страховых случаев из специальных страховых фондов, которые формируются за счет страховых взносов, выплачиваемых страхователями. Как правило, это осуществляется с помощью имущественного страхования и страхования от несчастных випадкив.
Помимо страхования, может применяться перестрахования и сострахования. Перестрахование - это страхование, согласно которому страховщик передает часть ответственности за риски другим страховщикам. Целью такой операции является создание устойчивого и сбалансированного "страхового портфеля" для обеспечения стабильной и рентабельной работы страховых компаний. Совместное - это метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками. При этом каждый из них заключает со страхователем отдельное соглашение. Однако, может выделяться и страховщик-лидер, который берет на себя функции организатора.
Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации проекта, и, тем самым, компенсировать сбои в выполнении проекта. Это способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проектов. Часть резерва всегда должна находиться в руках менеджера, а другой частью должны распоряжаться другие участники в соответствии с контракту.
Первым этапом при использовании данного метода является оценка последствий рисков, т.е. сумм на покрытие непредвиденных расходов. При этом можно использовать все методы анализа рисков. Далее определяется структура резерва на покрытие непредвиденных расходов и для каких целей следует использовать установленный резерв.
Частичные риски - это риски, связанные с реализацией отдельных этапов (работ) по проекту, но напрямую не влияют на проект в целом. Нейтрализацию частных методов проводят с помощью метода, который предусматривает проведение следующих этапов:
Рассматривается риск, наиболее важный для проекту.
Определяются перерасхода средств с учетом вероятности наступления неблагоприятных подий.
Определяются возможные меры, направленные на уменьшение ризику.
Определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных заходив.
Сравниваются затраты на реализацию мероприятий и величина потерь при возникновении ризику.
Принимается решение о применении предложенных заходив.
Процесс анализа повторяется для следующего по важности ризику.
В плане финансирования проекта обязательно должны учитываться такие риски, как: риск нежизнеспособности проекта, налоговый риск, риск неуплаты задолженности и риск незавершения строительства, которые рассматривались в разделе 10.1. Защитить проект от таких рисков можно путем получения соответствующих гарантий, которые включаются в договоры и контракти.
Управление риском осуществляется на всех стадиях жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих действий. Осуществляет это проект-менеджер в тесном взаимодействии со всеми участниками проекту.
Висновки
Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных условий, ситуаций и последствий, называется риском. Управление риском - это процесс реагирования на события и изменения рисков в процессе выполнения проекта. При этом важным является проведение мониторинга рисков. Мониторинг рисков включает контроль рисков в течение всего жизненного цикла проекта. Качественный мониторинг рисков обеспечивает управление информацией, которая помогает принимать эффективные решения до наступления ризику.
Риски классифицируются по источникам возникновения на:
политические;
хозяйственные;
форс-мажорни.
В зависимости от причин возникновения риски классифицируют на следующие группы: внешние риски, внутренние и другие ризики.
Анализ рисков подразделяют на два вида: количественный и качественный. Количественный анализ риска должен дать возможность определить число и размеры отдельных рисков и риска проекта в целом. Качественный анализ определяет факторы, границы и виды рисков. Для анализа риска используют метод аналогии, метод экспертных оценок, расчетно-аналитический метод и статистический метод.
Существуют такие методики определения риска проекта: анализ чувствительности реагирования, анализ сценария, рыночный риск (или бета-риск), определение точки безубыточности, "дерево решений", метод Монте-Карло.
Наиболее распространенными методами снижения риска являются:
распределение риска между участниками проекта; страхования;
резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
нейтрализация частичных рисков;
снижения риска в плане финансирования.



Способы снижения инвестиционного риска


Понимание природы инвестиционного риска и его количественная оценка не всегда позволяют эффективно управлять долгосрочными инвестициями. На первом месте стоят способы и методы непосредственного воздействия на уровень риска с целью его максимального снижения, повышения безопасности и финансовой устойчивости предприятия-проектоустроителя.

Действия по снижению риска ведутся в двух направлениях:
1) избежание появления возможных рисков;
2) снижение воздействия риска на результаты производственно-финансовой деятельности.

Первое направление заключается в попытке избежать любого возможного для фирмы риска. Решение об отказе от риска может быть вынесено на стадии принятия решения, а также путем отказа от какого-то вида деятельности, в которой фирма уже участвует.

К избежанию появления возможных рисков относится отказ от использования в высоких объемах заемного капитала (достигается избежание финансового риска), отказ от чрезмерного использования инвестиционных активов в низколиквидных формах (избежание риска снижения ликвидности).

Данное направление снижения риска наиболее простое и радикальное.

Оно позволяет полностью избежать возможных потерь, но и не дает возможности получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью.

Для того чтобы снизить влияние рисков, есть два пути:
1) принять меры, обеспечивающие выполнение контрактных обязательств на стадии заключения контрактов;
2) осуществить контроль за управленческими решениями в процессе реализации проекта.

При первом пути есть несколько вариантов действий:
1) страхование;
2) обеспечение (в случае кредитного договора) в форме залога, гарантии, поручительства, неустойки или удержания имущества должника;
3) пошаговое разделение процесса утверждения ассигнований проекта;
4) диверсификация инвестиций.



Управление проектами - Методы снижения рисков



Все методы, позволяющие минимизировать проектные риски можно разделить на  следующие  три группы.
 Диверсификация, или распределение рисков, позволяющая распределить риски между участниками проекта. Распределение проектным рисков между его участниками является эф-фективным способом его снижения Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.
 Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рис-ками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
  В случае если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию проекта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании.
Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма: рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта; определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события; определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события; определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий; сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события; принимается решение об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий; процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.